счетчик посетителей сайта

Страничка советов

Лекторий
 «Родитель и ребенок»

Можно воспитывать своего ребенка в любви и гармонии без криков и шлепков? Наверное, можно,  если вы человек с железными нервами  и нечеловеческим спокойствием!
Прежде, чем мы начнем  воспитывать своего ребенка, нам придется, как следует посмотреть на себя.
Как бы нам этого не хотелось.  Но ребенок копирует своих родителей во всем! И корень любой проблемы или нежелательного поведения придется искать в нас в родителях.
Детям проще все усваивать путем подражания.  Времени у вас очень мало дети растут быстро и чем меньше ребенок, тем глубже остаются отпечатки, которые родители оставляют в душе своего ребенка.
Что должен осознать, прежде всего, родитель, что это все таки ваш ребенок  и вам не все равно как сложиться его судьба. НО родитель должен отдавать себе отчет, что ребенок  явился на этот свет  не удовлетворять ваши собственные амбиции. А чтобы вы стали  счастливее.
Через пять, десять, двадцать лет ваш ребенок вырастет в человека со своим индивидуальным набором качеств – достоинств и недостатков.  Качества  сформируются под влиянием окружающей среды, семейного воспитания и унаследованных генов от своих предков.
Важнее всего телесный контакт- с мамой и самыми близкими родственниками. И ОЧЕНЬ ЧАСТО КАПРИЗЫ, АГРЕССИЯ РЕБЕНКА ВЫЗВАНА НЕ ХВАТКОЙ ВНИМАНИЯ И ЛЮБВИ. Потребность в повышенном внимании, нужности – одна из фундаментальных  человеческих потребностей.
Если она удовлетворена (потребность любви) ребенок развивается правильно и не доставляет больших проблем своим родителям.
Как же ее эту потребность удовлетворить?
Вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, что вы рады что он у вас есть, что вы его любите, что он вам нужен, важен.
Какими способами это делать?
Да просто приветливым,  добрым взглядом, ласковым прикосновением, добрыми словами.
Вирджия Сатир рекомендовала минимум обнимать своего ребенка 8 раз в день. 4 объятия просто необходимы для выживания, а не просто для хорошего самочувствия!
Сколько вы обнимаете раз в день со своих близких людей?
Дети питаются эмоционально и от этого психологически развиваются.
Можно избежать множество негативных последствий в общении со своими детьми, если создать в своей семье систему табу.
Это несколько вещей, которых нельзя делать категорически. Это система табу, УНИКАЛЬНА ДЛЯ КАЖДОЙ СЕМЬИ.  

Пример:
1.Никогда нельзя бить никого из членов семьи.
2.Нельзя мучить кошек.
3.Нельзя открывать окно на улицу. И т.п.


Так же хочется предостеречь  родителей от следующих заблуждений.
1.Я или мы должны быть идеальными родителями.
Все люди не совершенны. Если вы примите собственные  несовершенства , то вам будет легче принимать и любить своего ребенка.
2.Для каждой проблемы есть моментальное решение.
Вспомните свою жизнь, всегда вам помогали моментальные, молниеносные решения?
3.Мы все время должны быть со своими детьми.
И напрасно, ребенок вырастит и не оценит, что его мама не стала хорошим врачом или журналистом. Отказ от своих интересов приводит родителей к неудовлетворенности; чтобы черпать силы, родители должны иметь свою жизнь, выходящую за рамки воспитания детей.
4. Мой ребенок должен стать футболистом, актером и т.д.
Огромная ошибка лепить ребенка по своим меркам и представлениям.

Совместные творческие игры и занятия с ребенком

Цель: развивать у детей, творческое мышление, воображение и наблюдательность.

Первая ситуация:
На прогулке обратить внимание ребенка на группу деревьев и предложить угадать: « Какое из них грустное, веселое, больное, одинокое, здоровое?»

Вторая ситуация:
Дома найти самую забавную или смешную игрушку. Пусть объяснит, почему именно так?

Третья ситуация:
Понаблюдайте за дождем, спросите у ребенка: Какой дождь – веселый,       злой?»

Четвертая ситуация:
Наблюдая за снегом, спросите ребенка: «Какой снег- ленивый, грустный, сонный?»

Пятая ситуация:
Подберите с земли груду листьев и постарайтесь узнать, который из них - лист «путешественник».
Используя творческие задания, мы постепенно разовьем у ребенка новое восприятие окружающего мира, а лучше сказать - новое мировоззрение.

Памятка для родителей
Папы и мамы помните!

  • От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я – хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение «со мной что-то не так», «я – плохой».
  • Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
  • Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
  • Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.
  • Наказывая ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
  • Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и другим людям.
  • Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
  • Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
  • Заводите свои красивые, добрые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.

Ритуалы, которые нравятся детям:
- Перед уходом из дома получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
- Придя откуда-нибудь, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая.
- В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей.
- Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой.
- На ночь послушать сказку и быть заботливо укрытым.
- В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать  их для других членов семьи.
- Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.
- Посидеть с мамой и попой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.

Памятка для родителей
Уважаемые мамы и папы!
Внимательно отнеситесь к основным положениям этой памятки и руководствуйтесь ею  в воспитании своего ребенка.

  • Создав семью, планируйте, какими методами и приемами вы будете воспитывать своих детей.
  • Старайтесь проявлять в равной степени требования, поощрения и наказания.
  • Будьте разумны и последовательны в требованиях, поощрениях наказаниях.
  • Не унижайте и не укоряйте своего ребенка проявлением к нему своей любви.
  • Будьте справедливы в оценке его действий и поступков, осознавайте, во что могут вылиться необдуманные поступки родителей и взрослых людей.
  • Не лгите ребенку, не приукрашивайте и не умаляйте его достоинства и недостатки.
  • Не убивайте в ребенке желания трудиться, не умаляйте при этом его достоинств, оценивайте его вклад реально, а не снисходительно.
  • Не останавливайтесь на достигнутом, ставьте новые цели, задачи, поддерживайте его, определяйте реальные перспективы достигнутого.
  • Говорите со  своим ребенком, не оставляйте его один на один со своими переживаниями и сомнениями.
  • Ненавязчиво демонстрируйте свои лучшие стремления и желания в отношении других людей.
  • Помните! Любовь во всех ее проявлениях должна быть правдивой!

Практические советы родителям

  1. Определите этапы жизни своего ребенка(дошкольник, младший школьник, подросток) и те границы, которые вы отводите для него.

  2. Хвалите ребенка за удачно проявленную самостоятельность, а не пилите за ее отсутствие - поверьте, это намного эффективнее.

  3. А чтобы было за что хвалить свое чадо – позвольте ребенку получить свой собственный опыт в той сфере, которая безопасна для его жизни.

  4. Умейте дослушать до конца своих детей, когда они делятся с вами своими секретами, рассказывают о том, что с ними произошло.

  5. Если вы начинаете его обвинять в глупости и безалаберности – ребенок больше с вами ни когда не поделится, и ваша тревожность только увеличится и возрастет стена между вами и детьми укрепится.

  6. Контролируйте себя, а не других.

  7. Не пытайтесь «влезть в голову» сына или дочери. Попытка контролировать действия может быть и во благо, и во зло, но попытка контролировать мысли, заставить «думай как я»- это всегда от лукавого.

  8. Вспомните свое детство и собственные ощущения, когда вам казалось, что вы перед родителями, как на рентгене. ЭТО СЕЙЧАС ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ВСЕ ПРАВИЛЬНО. А как было тогда? ОТВЕТЬТЕ СЕБЕ ЧЕСТНО!

Помогает ли творчество в жизни?

Кто из нас не рисовал на полях в тетради различные узоры или фигурки под монотонную речь лектора? Есть различные рекомендации, подсказывающие, как расшифровать рисунки, которые делает человек, говоря по телефону или во время совещаний. Считается, что эти художественные творения выявляют подсознательные мысли автора, его настроение. А при оформлении квартиры или офиса мы стараемся ориентироваться на правильное цветовое решение убранства. И тут профессионалы дизайнеры и мастера фэн-шуй говорят о том, в какой гамме лучше выдерживать интерьер спальни или столовой, чтобы создать психологический комфорт и как правильно расположить предметы интерьера, чтобы привлечь здоровье и удачу.

Так какую роль играет искусство в нашей жизни? Имеет ли оно для человеческой души терапевтическое значение только в умелых руках профессионалов или каждый человек может попробовать свои силы в творчестве? И в связи с этим всплывает понятие арт-терапии.

Впервые термин «арт-терапия» был использован Адрианом Хиллом в 1938 году. Он работал в санаториях с туберкулезными больными арт-педагогом. Хилл отметил целебное действие творческих занятий, которые помогали пациентам легче переживать свой недуг.

В целом, арт-терапию можно подразделить условно на два направления – одно использует уже готовые произведения искусства, другое же использует продукты творчества своих клиентов.

Кстати, творчество ассоциируется даже больше не с радостью, а с муками. Это радость и терзания одновременно, но в тоже время именно через терзания происходит некое освобождение, очищение и переход в иное качества осознавания себя и мира вокруг.

Само слово «творчество» ассоциируется в первую очередь с положительными эмоциями. Это и самовыражение, и удовольствие, и игра. Не всегда сегодняшняя жизнь даёт нам возможность воплотить все эти ощущения. Погружение в искусство позволяет стереть некоторые границы и условности.

Сегодня в англоязычных странах этот вид терапии рассматривается в контексте визуальных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна и прочих форм творчества, в ко-торых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.

Арт-терапия включает в себя такие виды, как изотерапия (терапия рисунком), визуальная (терапия образами), а также драматерапию, библиотерапию, музыкотерапию и танцедвигательную, песочную терапию, терапия масками, мандалами и множество других. В нашей стране в этом же разделе можно встретить и куклотерапию, и фототерапию, и сказкотерапию, как равноправных членов терапии искусством в целом. Как правило, арт тера-певт не использует какой-либо одно направление арт-терапии, чаще его работа находится на стыке нескольких видов.

Выбирая для себя такого вида терапию надо иметь в виду, что профессиональный арт-терапевт должен не только владеть техниками и приемами тех видов искусств, с которыми работает, но и иметь медицинское, психотерапевтическое или психологическое образование.

Арт-терапевт, как правило, не имеет медицинского образования. И приемами и техниками видов искусств владеть не надо. Ведь арт-терапевт не учит, как НАДО правильно нарисовать, чтобы справиться с какой-нибудь проблемой. Клиент только сам «знает», что, как, каким цветом или движением или словом и способом ему изобразить, а задача арт-терапевта сопровождать его и делать его путь наиболее безопасным. Каким бы талантливым ни был художник, не владея знаниями глубинных психологических процессов, он не сможет использовать даже любимое дело во благо для окружающих. Но в обратную сторону это утверждение неприменимо: психологу вовсе не надо быть талантливым художником, музыкантом, сказочником, скульптором и т.д., чтобы арт-терапевтическими методами оказывать помощь своим клиентам. Да и в целом, не обязательно даже уметь играть на фортепиано, чтобы играть на нем, выражая себя. Совсем не обязательно учиться в художественной школе, что бы получать радость от рисования. Сейчас очень распространено караоке. Множество людей получают удовольствие, исполняя песни. Разве все они поют как Карузо? Но это не мешает им таким образом поднимать себе настроение, освобождаться от зажимов, снимать напряжение.

Как и в любом виде психотерапии, индивидуальные особенности терапевта имеют не последнее значение: он должен обладать гибким мышлением, высокой мобильностью и креативностью.

Несмотря на некоторую схожесть в названиях, арт-терапия и художественное творчество сильно отличаются друг от друга. И если в занятиях вторым важен результат, к которому стремится автор, то в арт-терапии важен сам процесс, позволяющий человеку лучше понять себя. А результат нужен для дальнейшего анализа. Арт-терапевтическая работа – это всегда работа «на троих» - в ней присутствуют терапевт, клиент и продукт творчества клиента. Как и любой другой вид психотерапии, арт-терапия работает с бессознательным психическим материалом. Но именно в этом виде, как ни в каком другом помогают метафоричность и символичность самого процесса терапии. Клиент как бы работает не с собой, а с продуктом своего творчества. Арт-терапевт, используя определенные приемы, помогает клиенту взаимодействовать с продуктом своего творчества, осознавать глубинные психические процессы, находить новые смыслы и ресурсы, жизненные ценности. И отчасти поэтому арт-терапия – наиболее комфортный и защищенный для клиента вид психотерапии.

Научная литература говорит нам, что арт-терапия позволяет отыграть любые психотравмирующие ситуации, помогает понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен.

Центральной фигурой в арт-терапии является именно личность, стремящаяся к саморазвитию, расширению своих возможностей, актуализирующая в процессе изобразительного творчества дополнительные ресурсы своего организма, выражающая в своих творениях своё внутреннее «Я». И для того, чтобы включиться в этот процесс не требуется предыдущего опыта в рисовании.

Арт-терапия может помочь в работе психологу (любые виды психокоррекции, расшире-ние диагностических методов, развитие личности, семейные и детско-родительские отношения, жизненные, возрастные и экзистенциальные кризисы, психологические травмы), психотерапевту (психические заболевания, пограничные состояния, многие органические поражения и расстройства, посттравматическая психотерапия, умственная отсталость и т.д.), арт-педагогу (педагогическая коррекция, дефектология, одаренные дети, специальное обучение, эстетическое воспитание, формирование личности ребенка и т.п.).

«Рисование для меня – отдых. И то, что получается, во многом зависит от моего настроения. Плохое настроение «даёт» и более мрачные оттенки, и манера рисования жёстче. А при хорошем настроении и цвета теплее, и образы мягче» Анна, 20 лет

«Я всегда хотела уметь рисовать. Но не умею, поэтому фотографирую. Всегда хочется поймать интересный момент: будь то пейзаж или человек. И ещё, это как зависимость: если долго не снимаю, начинается ломка, значит, надо взять фотоаппарат и идти фотографировать. Тогда и настроение улучшится» Лина, 27 лет.

Для того, чтобы рисовать, не надо уметь, надо просто хотеть это делать.

Искусство оказывает свое воздействие не механически, благодаря своим особым свойствам, но существенна и встречная активность личности, поэтому в арт-терапии предпочтительно создание своей творческой продукции, а не использование готовых произведений искусства. То есть важно именно включение человека в процесс творения нового произведения.

А есть люди, которые всю свою жизнь посвятили тому, что сегодня используется в терапевтических целях – рисование. Многие великие художники не были признаны при жизни, зато после их кончины полотна их кисти разлетаются в разные мировые коллекции. Искусствоведы тщательно анализируют мазок кисти, характер штриха, изображённый сюжет, а затем рассказывают нам, что же хотел изобразить художник. Однако, делать подобные выводы достаточно сложно. Хотя, например, замечено, что в полотнах художников-авангардистов преобладают угловатые элементы, если автор находился не в радужном настроении, и наоборот, преобладание округлых форм подскажет, что художник был в состоянии душевного подъёма. Тем не менее, некоторые параллели в творчестве художников и их биографиями позволяют говорить о том, что своей кистью они иной раз рисовали своё душевное состояние. Можно даже сказать, что не иной раз, а всегда, даже если художник пытается спрятать свое настроение, он все равно его рисует.

Отмечают, что произведения двух последних лет жизни Ван Гога отражали одержимость художника: предельно обостренная экспрессия цветовых сочетаний, резкие смены настроения. Именно эти годы он провёл в клинике душевнобольных. Считается, что его живопись показывает постоянную борьбу с судьбой и желание к самовыражению.

А вот Леонардо да Винчи известен не только картиной «Джоконда». Его более ранние картины по манере письма отличаются от картин более позднего периода. Да Винчи был склонен к детальной проработке даже небольших элементов картины. Он любой план картины отмечал, как важный. Среди большого количества набросков, сделанных художником, часто встречаются два портрета: суровый старик и нежный юноша. О психологическом значении этого явления исследователям ничего не известно.

Архип Куинджи большую часть своего творчества посвятил проблемам передачи света. Куинджи был художником -самоучкой, его рисунок считается примитивным, но световое решение картин поражает зрителей и сейчас, хотя со временем картины потемнели. Преобладала в его картинах и любовь к широким пространствам. Из всего этого можно сделать вывод, что настоящий след в искусстве оставляли не те, кто был обучен канонам академического искусства, а те кто не побоялись их нарушить, что бы выразить себя и свой внутренний мир. Сейчас тех, кто умеет правдиво изображать действительность называют копистами, а понятие художник включает в себя нечто несравнимо большее, а именно личность самого автора.

В разных странах профессия арт-терапевта имеет свою специфику. В Европе она интегрирована в системы здравоохранения, образования и социального обслуживания. В России она больше представлена в виде набора методик, которые используют представители различных направлений психотерапии. Хотя в России действует арт-терапевтическая Ассоциация и Арт-терапевтическое товарищество на базе Русского музея в Санкт-Петербурге со своим печатным органом и Ассоциация танцевально-двигательной терапии в Москве.

Анна Арутюнян - психолог, практикующий арт-терапевт:

Помогает ли творчество в жизни? Давайте не будем брать в расчет специалистов, для которых искусство и творчество - профессия. А для многих непрофессионалов процесс творения действительно оказывается целебным.

В моей группе по рисованию был случай, когда женщина пришла с сильным остеохондрозом. Занятия проходили как за столами, так и сидя на полу. Она выбрала рисовать на полу, хотя было видно, что ей с большим трудом дается такая поза. Но через два дня ей стало заметно легче, болезнь если не отступила полностью, то стала сдавать свои позиции. И в этом нет ничего удивительного, никакие сверхъестественные силы не имеют к ее выздоровлению никакого отношения. Просто в процессе творчества, проявляя себя и свой внутренний мир, она позволила себе расстаться с некоторыми зажимами, может быть, обидами, или еще с чем-то невысказанными и похороненными внутри. Выплескиваясь на бумагу, они уходили и позволяли телу расслабляться. То же может происходить и с вегетососудистой дистонией и с бронхиальной астмой, если они вызваны психологическими факторами и являются психосоматическими.

Помимо этого, творчество может стать той нишей, которая будет принадлежать только этому человеку. То есть той тихой гаванью, где он сможет быть самим собой и с самим собой. Куда он сможет уйти от повседневных забот и дел, где он сможет вернуться в детство и снова стать малышом, который уверен, что все его творения – гениальны. И это касается естественно не только рисования, но и всего творчества – рисуйте, пишите хайку, вышивайте, сочиняйте сказки, музицируйте. Для всего этого не надо иметь специального образования. Скорее даже наоборот, оно будет тормозить процесс вашего творческого самовыражения. Просто получайте от этого удовольствие и вы обязательно заметите, что что-то в вашей жизни меняется в лучшую сторону.

Дмитрий и Галина Тарасовы, художники, основатели "Семейной мастерской Тарасовых":

В процессе накопления практического опыта арт-терапии, нами была обнаружена особенность, которая привела к новому взгляду - это творчество. Многолетние наблюдения позволили увидеть, как это обычное состояние результативнее многих практик не только по эффективности и глубине воздействия, но и по своему сокращённому терапевтическому процессу.

Теперь мы уверенны, что само творчество решает какие-то проблемы человека

быстрее, чем арт-терапия. И оно дает результат на большой промежуток времени. Когда человек творит, он находится на таком подъеме творческих и душевных эмоций, что проблемы начинают решаться сами собой. Это можно сравнить с полетом.

У нас были разные случаи. Однажды к нам на двухдневный тренинг пришла женщина средних лет. Она была довольно открытой и на нашем традиционном знакомстве, обмене мнениями, ожиданиями, она вдруг сказала, что у нее онкология на последней стадии. Просто она очень хотела рисовать, и поэтому пришла к нам.

Мы сами удивились, когда увидели ее на нашей второй ступени. Она подошла к нам в перерыве и сказала, что ее болезнь находится на стадии стабилизации, все страшные диагнозы практически сняты. И это не единичный пример. Бывали случаи, когда в процессе творчества у женщин, например, возвращался месячный цикл. Даже, более того, женщины, которые по возрасту уже не могли иметь детей, беременели. У нас есть такой «молодой» отец, который гордится и своим новорожденный ребенком и первыми в жизни картинами жены, хотя супругам уже далеко даже не пятьдесят.

Творчество, действительно, творит чудеса, помогает мобилизоваться внутренним ресурсам человека, устраняет синдром хронической усталости. Посредством творчества человек становится успешнее быстрее, даже на гормональном уровне. Происходит трансформация, человек переходит на другую орбиту своих ресурсов. Открывается веер личностных качеств. Творчество влияет на все аспекты жизнедеятельности человека. Растёт результативность и в бизнесе. Возможности, как будто, сами идут навстречу. Иными словами, человек меняется на всех уровнях своей жизни.

По нашему мнению, выражение человека через творчество действительно работает очень эффективно и влияет на все аспекты его деятельности.

Наверх

 

© Дизайн Селиверстова Юлия Андреевна 2016